К сезонным распродажам активно готовятся не только маркетплейсы, наполняющие склады товарами, но и покупатели, отслеживающие скидки. А вот в торговых центрах потребительских рекордов ждать, видимо, не стоит.
Сезонные распродажи "11.11" и "чёрная пятница" давно уже стали одним из главных событий года для маркетплейсов, онлайн–магазинов и торговых центров. Количество покупателей любых товаров и услуг в этот период увеличивается в разы.
Однако эксперты отмечают, что за последние годы спрос именно в эти даты не столь высок. Так что продавцам придётся постараться, чтобы заманить к себе покупателей. Просто выставить ценник со скидкой может оказаться уже недостаточным.
Планов громадьё
Петербуржцы активно готовятся к сезону скидок. По данным опроса Ozon, семь человек из 10 отметили, что целенаправленно подходят к участию в распродаже. 42% из тех, кто готовится заранее, откладывают товары в корзину и "Избранное", 28% внимательно следят за рекламой распродаж, 29% копят деньги на крупные покупки.
Ozon выяснил, что большинство петербуржцев в период больших распродаж хотят приобрести одежду и обувь (65%), товары для дома (46%). 34% заинтересованы в приобретении косметики и парфюмерии со скидками. Каждый третий планирует купить мелкие бытовые приборы, каждый четвёртый — смартфон, каждый пятый — крупную бытовую технику, каждый седьмой — компьютер или ноутбук. Два человека из 100 заявили о планах купить автомобиль.
В среднем петербуржцы планируют потратить на больших распродажах 19 207 рублей. Это немного меньше, чем в среднем по России — 20 875 рублей.
В пресс–службе "Авито" подтверждают, что во время высокого сезона продажи стремительно увеличиваются. Особенно в категориях одежды, бытовой техники и электроники. В среднем все товары в период крупных распродаж получают на 44% больше просмотров и контактов. В этом году уже наблюдается высокий интерес к осенним покупкам.
Например, опрос "Авито" показал, что в Петербурге 80% жителей планируют обновить осенний гардероб, причём 52% готовы потратить на это более 10 тыс. рублей.
“
"Одним из ключевых трендов последних лет является активный переход на онлайн–шопинг. Например, 78% жителей Петербурга делают покупки на онлайн–платформах. Покупатели всё больше ориентируются на предложения с доставкой: товары с подключённой “Авито Доставкой” привлекают на 66% больше просмотров", — говорят в пресс–службе "Авито".
"В этом году мы ожидаем, что спрос будет оставаться высоким, особенно на фоне восстановления экономики после пандемии. Потребители становятся более активными в онлайн–шопинге, и это, безусловно, окажет влияние на объёмы продаж. Прогнозируем рост на уровне 20–30% по сравнению с прошлым годом", — уверен руководитель по работе с физическими лицами компании "Страховой брокер AMsec24" Максим Колядов.
Сберегательная модель
На активность потенциальных потребителей накануне распродаж, а также собственно в дни проведения акций "11.11" и "чёрная пятница" влияет не только маркетинговая активность торговых сетей, маркетплейсов и брендов. В значительной степени всё зависит от экономической конъюнктуры в целом, а также непосредственно предшествующих событий, отражающихся на потребительских настроениях.
И если в онлайн–торговле дела действительно обстоят неплохо, то вот офлайн–розница вряд ли сможет получить от распродаж сверхприбыль. Тем не менее ноябрь для торговых центров обещает быть месяцем с повышенным покупательским трафиком.
Руководитель направления исследований и консалтинга Focus Technologies Михаил Васильев говорит, что, например, в 2019 году (последнем с классической сезонностью в поведении потребителей) посещаемость торговых центров на неделе, на которую непосредственно приходилась "чёрная пятница", оказалась на 8–10% выше, чем на обычной средней неделе года. А вот в 2022 году активность потребителей в рассматриваемые периоды в офлайн–сегменте была достаточно низкой.
“
"Всё дело в том, что, с одной стороны, потребители находились в режиме сберегательной модели поведения. В том числе и после совершённых ими покупок впрок в конце февраля — первой половине марта 2022 года, на фоне ухода международных брендов, опасения товарного дефицита и роста цен. Помимо прочего спрос в существенной степени сместился в онлайн. Опять же по причине того, что в режиме сберегательной модели приоритет отдаётся наиболее доступным в ценовом отношении товарам и услугам, что в большей степени на тот момент было характерно для онлайн–площадок", — отметил Михаил Васильев.
Так, посещаемость ТЦ Петербурга в эти дни была не более чем на 1–2% выше средних для данного года значений. В прошлом году показатели посещаемости в среднем по рынку на этих неделях были на 3–6% выше среднегодовых значений.
В Focus Technologies уверены, что этому способствовал общий рост интереса людей к посещению торговых центров на волне заполнения пустующих площадей (после ухода международных игроков) новыми арендаторами и эффект отложенного спроса.
"Чёрный ноябрь"
"Как правило, игроки рынка начинают различные акции задолго до и продолжают какое–то время после рассматриваемых дат. Таким образом, весь ноябрь превращается в условную “чёрную пятницу”, что приводит к концентрации потока потенциальных клиентов и более равномерному его распределению, снижая концентрацию в какие–то отдельные дни или недели. Например, в прошлом году среднедневное значение посещаемости ТЦ в ноябре на 4% выше, чем в среднем по году", — отмечает Васильев.
По его прогнозу, вероятнее всего, в текущем году будут относительно более скромные цифры, чем в прошлом, на уровне 3–5% к среднегодовым значениям.
Генеральный директор торгового комплекса "Невский центр" Дарья Ветрова подчёркивает, что они активно поддерживают своих арендаторов, особенно в периоды сезонных распродаж и во время "чёрной пятницы". В среднем в период распродаж прирост трафика составляет до 10–15%.
Потребители активно участвуют в акциях, однако ключевым фактором успеха остаётся привлекательность и ценность предложений.
Напомним: ранее "ДП" сообщал, что, по данным "Авито Услуг", в III квартале 2024 года спрос на междугороднюю транспортировку товаров до складов и пунктов выдачи маркетплейсов увеличился на 29% по сравнению с показателями за II квартал. Интерес к перевозке продукции в пределах городов вырос на 11%.